Неточные совпадения
Она нечаянно заплатила ему великодушием за великодушие, как и у него вчера вырвался такой же луч одного из самых светлых
свойств человеческой души.
Нехлюдову показалось, что он узнал Маслову, когда она выходила; но потом она затерялась среди большого количества других, и он видел только толпу серых, как бы лишенных
человеческого, в особенности женственного
свойства существ с детьми и мешками, которые расстанавливались позади мужчин.
Это сердило и удивляло Хионию Алексеевну, потому что она, по странному
свойству человеческой природы, переносила все, что относилось до жильца, на собственную особу.
Что прикажете делать с этим
свойством человеческого сердца?
Здесь в полной силе выразилось одно из главных
свойств таланта Островского — уменье заглянуть в душу человека и изобразить его
человеческую сторону, независимо от его официального положения.
Наоборот, по коренному
свойству человеческой природы можно предположить, что по мере увеличения силы заводовладельца будет возрастать благосостояние его рабочих, потому что именно здесь их интересы совпадают.
«А если видите, — сказал я ему, — то знайте, что эта машина имеет
свойство, в один момент и без всяких посредствующих орудий, обращать в ничто
человеческую голову, которая, подобно вашей, похожа на яйцо! Herr Baron! разойдемтесь!» — «Разойдемтесь, Herr Graf», — сказал он мне, хотя я и не граф.
Но он глубоко несчастлив там, где масса читателей представляет собой бродячее
человеческое стадо, мятущееся под игом давлений внешнего
свойства.
Как это и сказано в Евангелии: «и никто не придет ко мне, если отец не привлечет его к себе» (Иоан. VI, 44), т. е. что признание истины, составляющее причину всех явлений жизни
человеческой, не зависит от внешних явлений, а от каких-то внутренних
свойств человека, не подлежащих его наблюдению.
— Придавая богу хотение и действия, — кричит поп, — ты награждаешь его
свойствами своими,
человеческими, ты расщепляешь его единство.
Мы суживаем и расширяем их по своему усмотрению, мы отдаем их в жертву всевозможным жизненным компромиссам, забыв совершенно, что самое
свойство естественных чувств таково, что они не подчиняются ни
человеческому произволу, ни тем менее каким-то компромиссам.
— Позвольте. Конечно, не всякому они доступны, и человеку свойственно ошибаться. Однако вы, вероятно, согласитесь со мною, что, например, Ньютон открыл хотя некоторые из этих основных законов. Он был гений, положим; но открытия гениев тем и велики, что становятся достоянием всех. Стремление к отысканию общих начал в частных явлениях есть одно из коренных
свойств человеческого ума, и вся наша образованность…
Голова Антона Федотыча имела то несчастное
свойство человеческих голов, что после всякой приятельской пирушки не только не в состоянии была ничего порядочного изобресть, но даже с толком отвечать на вопросы.
Вчера мы услышали об удивительных лучах, пронизывающих насквозь
человеческое тело, а почти сегодня открыт радий с его удивительными
свойствами.
Положительных
свойств, нужных для изменившихся условий среды,
человеческий организм не приобретает; зато он обнаруживает большую склонность терять уже имеющиеся у него положительные
свойства. Медицина, стремясь к своим целям, и в этом отношении грозит оказать человечеству очень плохую услугу.
Человеческий организм должен, наконец, установиться и вполне приспособиться к условиям существования. Но в каком направлении пойдет само это приспособление? Ястреб, с головокружительной высоты различающий глазом приникшего к земле жаворонка, приспособлен к условиям существования; но приспособлен к ним и роющийся в земле слепой крот. К чему же предстоит приспособляться человеку — к свободе ястреба или к рабству крота? Предстоит ли ему улучшать и совершенствовать имеющиеся у него
свойства или терять их?
И дело нашего века состоит в том, чтобы свести все эти писания на один общий уровень происхождения и
свойств человеческого ума.
Нет ни одного
человеческого преимущества — силы, красоты, богатства, звания, учености, просвещения, даже доброты, которые при отсутствии смирения не уничтожались бы и не превращались бы из преимуществ и хороших качеств в отталкивающие
свойства.
Это положение есть не только аналитическое суждение, выведенное на основании рассмотрения понятия религии, но вместе с тем и религиозное синтетическое суждение a priori [Синтетические суждения a priori — в системе Канта такие суждения, которые увеличивают данное познание и при этом проистекают не из опыта, а из
свойств человеческого мышления.].
Ибо Писание сперва говорит: сотвори Бог человека по образу Своему, показывая сими словами, как говорит Апостол, что в таковом несть мужеский пол, ни женский; потом присовокупляет отличительные
свойства человеческого естества, а именно: мужа и жену сотвори их».
Однако не их
человеческая вдохновенность, придающая им естественную неотразимость и литературную привлекательность, делает их священными, но присущая им сила Божия [Теургическую силу, присущую Библии, не следует смешивать с теми
свойствами словесной магии, которые связаны с известным ритмом, стихотворной речью и под.
Полная трансцендентность предмета мышлению делала бы его вполне невозможным как объект мышления, или окончательно немыслимым; полная же его адекватность мышлению свидетельствовала бы о полной его имманентности: в божественном разуме, в котором мышление и бытие совпадают в едином акте, нет и не может быть антиномий, болезненных разрывов и hiatus'oв [Пропасть, зияние (лат.).], составляющих естественное
свойство разума
человеческого.
«Нищенскую бедность» свою и «рабскую беспомощность» он провозглашает основным
свойством человеческой природы; он не тяготится ими, не пытается с ними бороться.
Объективация
человеческой природы делает человека существом, состоящим из частичных
свойств, национальных, социальных, профессиональных, претендующих на целостность.
Пролетариат тоже может стать кастой, лжеаристократией, и тогда в нем проявляются отрицательные
свойства аристократической касты: самопревозношение, отрицание
человеческого достоинства у людей других классов.
Пол совсем не есть функция
человеческого организма, пол есть
свойство всего организма человека, каждой его клетки.
Идеальные образы женщины были образами матери, жены, девы, верной возлюбленной, но всегда так или иначе, положительно или отрицательно были связаны с полом как универсальным
свойством человеческой природы.
И, несмотря на относительные, преходящие и даже дурные
свойства исторического рыцарства, в рыцарстве есть вечные элементы творческой морали, творческое обнаружение вечных начал
человеческой личности.
Это
свойство этики закона остается в силе и тогда, когда она становится философской и идеалистической и провозглашает принцип самоценности
человеческой личности.
С людьми в нашем мире, вступающими в истинную жизнь, случается нечто подобное тому, что бы было с девушкой, от которой были бы скрыты
свойства женщины. Почувствовав признаки половой зрелости, такая девушка приняла бы то состояние, которое призывает ее к будущей семейной жизни, с обязанностями и радостями матери, за болезненное и неестественное состояние, которое привело бы ее в отчаяние. Подобное же отчаяние испытывают люди нашего мира при первых признаках пробуждения к истинной
человеческой жизни.
Ложная наука, взявшая за исходную точку отсталое представление о жизни, при котором не видно то противоречие жизни
человеческой, которое составляет главное ее
свойство, — эта мнимая наука в своих последних выводах приходит к тому, чего требует грубое большинство человечества, — к признанию возможности блага одной личной жизни, к признанию для человека благом одного животного существования.
Это ее
свойство, связанное с живущей в каждом
человеческом сердце надеждой.
В натуре
человеческой есть одно весьма некрасивое
свойство, прикрытое обыкновенно тогой сочувствия к ближнему в постигшем его несчастии, — это самодовольное сознание, что случилось это несчастье с другим, а не с сочувствующим, на долю которого выпал приятный жребий высказывать сочувствие.
Время шло. Для иных оно летело с быстротой
человеческой мысли, для других тянулось шагами черепахи. Последние тяжелые, еле движущиеся шаги времени испытывали на себе все дворовые и отчасти крестьяне Дарьи Николаевны Салтыковой. Но как ни медленно двигался для них год за годом, убегающее в вечность время не потеряло и для этих несчастных своего всеисцеляющего
свойства. Прошедшее, полное крови и мук, забывалось перед восстававшим страшилищем такого же будущего.
—
Человеческого духа такое, конечно, есть
свойство, когда он сильно встревожен, что долго он как будто перстами ощущает, прежде нежели прямо огорстит слова для выражения своих чувств. В таком и я обретаюсь состоянии. Но дух, как Ираклий, чего не возможет! Он совершил во мне седьмой подвиг, и я приступаю. Я сей момент из собрания богов, с Олимпа и… и помыслите, ваше превосходительство, вообразите, возмните, какое бы благополучие меня ныне постигло.
Так что, вникнув в сущность
свойств души
человеческой, мы увидим, что она такова, что отвечание злом на зло заставляет ее страдать, и напротив, отвечание любовью на зло дает высшее доступное ей благо.
Любопытно для моралистов некоторое
свойство человеческой души: что хорошего в пожаре? — а чем яростнее разгорается огонь, тем несомненнее какое-то праздничное ощущение.
Лесть миру, лесть человекам и
человеческой толпе и есть основное его
свойство.
По этому пути шли все науки
человеческие. Придя к бесконечно-малому, математика, точнейшая из наук, оставляет процесс дробления и приступает к новому процессу суммования неизвестных бесконечно-малых. Отступая от понятия о причине, математика отыскивает закон, т. е.
свойства, общие всем неизвестным бесконечно-малым элементам.
Приемы же и средства борьбы у тех и других одинаково чужды
свойствам человеческой души и основам христианского учения и, одинаково озлобляя людей и доводя их до высшей степени неразумия и озверения, не только не достигают той цели, которую они выставляют, но, напротив, только отдаляют людей от возможности достижения ее.
Но так же, как труд не составляет нечто искусственное, выдуманное, предписываемое людьми, а нечто неизбежное, необходимое, без чего не могли бы жить люди, так точно и вера, то есть сознание своего отношения к бесконечному и вытекающего из него руководства поступков. Такая вера есть не только не нечто воспитанное, искусственное, исключительное, а, напротив, такое естественное
свойство человеческой природы, без которого, как птицы без крыльев, никогда не жили и не могут жить люди.
Что вышло бы, например, из медицины, если бы она все болезни
человеческого организма смешала под общим названием, хоть, например, нездоровья, всем разнообразным болезням приписала одни и те же
свойства и на этом основании стала врачевать их одним безразличным средством?